?
по сайту по документам

Негосударственная экспертиза проектов, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в Иваново и Ивановской области

09.06.2015 редакция от 23.06.2015

Вниманию организаций, эксплуатирующих китайские башенные краны

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует, что 17 марта 2014 года при эксплуатации башенного полноповоротного передвижного крана типа QTZ модели QTZ 145, зав. № 48101059120131179 (далее - кран), изготовленного в 2013 году фирмой «Shenyang Building Machinery Factory Со.» (Китай) на объекте строительства «Склад готового продукта («Н» и «Г») Горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн. т/год KCL Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области» в результате воздействия ветровой нагрузки произошла авария с падением крана, находящегося в нерабочем состоянии, предварительно закрепленного на штатные противоугонные захваты с расторможенным механизмом поворота крана (флюгерный режим).

Согласно паспортных данных крана «допустимая скорость ветра, м/с:

  • для рабочего состояния с двухминутным усреднением на высоте установке анемометра: 10 м- 20; от 0 до 20 м - 36; от 20 до 100 м - 42; свыше 100 м-46;
  • для нерабочего состояния крана на высоте 10 м (ветровой район по ГОСТ 1451)-36 (5-й)».

Изготовитель крана имеет сертификат соответствия (распространяется и на краны QTZ 145) от 02.03.2012 № C-CN.AF58.B.06534 (учетный номер бланка TP 0794394). Органом по сертификации продукции и услуг ООО «СЕВ-КАВ ТЕСТ 2004» подтверждено, что краны башенные QTZ, в т. ч. модели QTZ 145 фирмы «Shenyang Building Machinery Factory Со.» (Китай) «соответствуют требованиям технического регламента о безопасности машин и оборудования (Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753)». Указанный сертификат оформлен с учетом протокола испытаний № 09/12КБ от 13.01.2012 г. и акта анализа состояния производства от 14.01.2012 выданных ИЦ ООО ИКЦ «Мысль» НГТУ (атт.аккр. РОСС RU.0001.22МХ23).

В заключении экспертизы о причинах аварии, приведших к падению башенного полноповоротного передвижного крана модели QTZ 145 (зав. № 48101059120131179, per. № 100737), утвержденного 14.08.2014 г. руководителем ООО «Стальконструкция-ЮФО» установлено:

  • Конструкция башенного полноповоротного передвижного крана модели QTZ 145 (зав. № 48101059120131179) при высоте башни 59,8 м (тип башни SA452; база 4,5 м х колея 4,5 м), включая 12 рядовых секций по 3 м размером 1,6 мх 1,6 м; стреле длиной 51,7 м не обеспечила собственную устойчивость крана в нерабочем состоянии при воздействии ветровой нагрузки (25/27 м/с);
  • Существующие боковые кронштейны на портале, по 2 пары с каждой стороны, предотвращают смещение плит балласта только вдоль пути, по коду крана, но не предотвращают смещение плит перпендикулярно оси пути.
  • На опорной раме крана составные части балласта не закреплены (не предусмотрены заводом-изготовителем) для предохранения их от падения и для исключения возможности изменения установленной массы;
  • Общие сведения, приведенные в разделе 1.10 паспорта передвижного башенного полноповоротного крана модели QTZ 145 совпадают с разделом 1 паспорта стационарного (на фундаменте) крана S145F10 (зав. № 937), изготовленного в 2007 г. на этом же предприятии, в частности по ветровым районам. Следовательно паспорт башенного крана модели QTZ 145 не корректировался. Допустимая скорость ветра для рабочего состояния передвижного башенного крана должна быть указана для высоты от 0 до 60 м (высота башни 59,8 м). Приведенные в п. 1,10 паспорта диапазоны скорости ветра на высотах от 0 до 20 м, от 20 до 100 м и свыше 100 м являются необъективными и вводят потребителей в заблуждение;
  • Не указаны противоугонные устройства (захваты с ручным приводом) в п. 3.6.7 паспорта башенного крана;
  • Не определены при сертификации ближайшие российские аналоги сталей, из которых изготовлены основные (расчетные) элементы металлоконструкций крана;
  • В руководстве по эксплуатации башенного полноповоротного передвижного крана модели QTZ 145 в п. 2.3 «Правила остановки», не установлен порядок приведения передвижного крана в безопасное положение в нерабочем состоянии;
  • Клещевые захваты не обеспечивают надлежащего удержания крана при действии ветра, подлежат замене или модернизации;
  • Конструкция профилированных вырезов на рабочих концах рычагов захвата не обеспечивает полный контакт губок захвата с головкой рельса;
  • Примененный металл не мог обеспечить требуемую жесткость рычагов на захвате при затяжке. Как следствие, в результате длительных воздействий на захваты во время работы и боковых раскачиваний крана при порывах ветра, губки рычагов сорвало (разогнуло).

Кроме того в Расчете собственной устойчивости башенного крана QTZ 145 в нерабочем состоянии, выполненного 8 августа 2014 года ООО «СКТБ БКМ» в выводах установлено, что кран с максимальным вылетом 50 м и высотой подъема 49,4 м не имеет достаточной устойчивости против опрокидывания в условиях силового воздействия ветра нерабочего состояния (груз отсутствует стрела разворачивается по ветру), регламентируемого ГОСТ 1451 и РД 22-166 для скорости ветра 27 м/с на уровне 10 м от земли. Скорость ветра, при которой достигается неустойчивое равновесие крана (опрокидывающий момент равен удерживающему моменту) составляет 25 м/с.

На основании вышеизложенного, в целях недопущения возникновения подобных аварий при эксплуатации башенных кранов модели QTZ 145, изготовленных фирмой «Shenyang Building Machinery Factory Со.» (Китай), МТУ Ростехнадзора считает целесообразным руководителям предприятий и организаций, эксплуатирующим башенные краны:

1.Обеспечить проведение, в кратчайшие сроки, обследования объектов, где установлены и эксплуатируются башенные краны вышеуказанной модели, специалистами служб производственного контроля, и в случае выявления конструктивных недостатков вывод их из эксплуатации (при необходимости с привлечением специализированной организации).

2.Обратиться на завод-изготовитель кранов с целью устранения им вышеуказанных конструктивных недостатков.

3.Не допускать эксплуатацию башенных кранов с аналогичными нарушениями, указанными в настоящем письме.

4.При приобретении башенных кранов, аренде, лизинге и т.п. вышеуказанной модели учесть имеющиеся конструктивные недостатки.

Информационное письмо.pdf

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Ростехнадзор"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий