?

Негосударственная экспертиза проектов, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в Иваново и Ивановской области

11.07.2013 редакция от 08.01.2017

Безопасность аттракционов под вопросом

Колёсная гонка

Между тем в мире бум развлекательных парков, гигантомания застройщиков не знает границ. Только в Европе за последние 20 лет открылись 300 разнообразных диснейлендов. Стройки всё масштабнее, аттракционы превратились в сложнейшие инженерные сооружения. Страны гордятся ими не меньше, чем самыми высокими небоскрёбами или огромными мостами длиной десятки километров.

Увы, в РФ такого пока не строят. Какие там парки мирового уровня, если на всю страну нет ни одного пристойного колеса обозрения? Нынешний высотный рекордсмен – колесо диаметром 80 м, которое в мае 2013 г. открылось в Лазаревском районе Сочи. У конструкции, между прочим, спроектированной российской компанией, сложная судьба. Колесо стоимостью 70 млн. руб. скиталось по стране. Его начали возводить в Самаре, но инвестор разорился и бросил проект. Местные власти решили разобрать незавершённую конструкцию на металлолом. Но тут колесо перекупили богатые сочинские застройщики и перенесли на юг.

Следующие по величине чёртовы колёса РФ: 68-метровое московское и 50-метровое в Перми. Их не сравнить со 135‑метровым колесом «Лондонский глаз», тем более с мировым рекордсменом, подъёмником «Парящий Сингапур» высотой 165 метров. Другие, давно обещанные публике российские высотные колёса, такие как запланированная ещё в 2004 г. 170-метровая «Русь‑3000», остались на бумаге. Та же судьба постигла и многочисленные проекты тематических парков.

Большинство – пали жертвами финансовых неурядиц застройщиков. Бюджеты озвучивали огромные – до 120 млрд. рублей. Цена не выглядит высокой, если учесть мировые тенденции. По размерам современный развлекательный парк сравним с крупным посёлком, площадь – сотни квадратных километров. Те немногочисленные развлекательные комплексы, что строят в РФ, – обычно норовят воткнуть в центре города. Хотя в других странах развлекательные парки строят за городом, в расчёте что семьи приедут на весь день. Поэтому билеты продают по принципу «всё включено» – катайся на чём хочешь сколько угодно. Между прочим, в зависимости от страны детей до 3–7 лет принято пускать бесплатно.

У нас и с детей обычно дерут, невзирая на возраст, и билеты дороже, чем в Европе. Главное – развлечений предлагают в разы меньше. Даже самый большой развлекательный парк РФ, питерский «Диво-остров», насчитывает только 33 аттракциона. В несколько раз меньше, чем в аналогичных парках в США, Азии и Европе. При этом оставляет желать лучшего не только разнообразие, но и качество развлечений. Показательный пример: Министерство культуры устроило конкурс парков развлечений «Хрустальное колесо». Соревновались участники из стран СНГ. В категории лучший аттракцион победил «Зодиак», установленный в Минске!

Вообще мировой стандарт – несколько сотен аттракционов, каждый ценой миллионы долларов. Среди них обязательно должно найтись что-то особенное. Например, в Арабских Эмиратах в развлекательном парке построили русские горки с ошеломляющей скоростью разгона –
240 км/час. Кабины выглядят, как болид «Формулы», ускоряются с помощью катапульты. Парк в столице Бразилии может похвастаться самой высокой в мире водной горкой (50 м), парк в германском городе Эрдинг – самой длинной (365 метров). В Австрии возвели уникальную 117-метровую цепную карусель и т.д.

Главная стройка

Почему в РФ с парками не задалось? Часто можно услышать мнение: при нашем далеко не знойном климате парки развлечений – не особенно горячая тема. Но, если копнуть, их немало. В РФ насчитывается более 850 таких заведений, за год их посещают порядка 20 млн. человек. Большинство старых аттракционов в строю, при этом регулярно устанавливают новые.

Например, в июле 2011 г. в Самаре объявили о возведении самого высокого колеса обозрения в РФ. Местные власти выделили под него огромную площадь и заключили контракт на 45 лет. Впрочем, одновременно «самые высокие» чёртовы колеса страны также строят в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Вообще парками развлечений, напичканными разнообразными техническими новинками, не обзавелись только наиболее ленивые мэрии. Видимо, для многих городов это вопрос престижа – если у соседей появились нормальные карусели, чем мы хуже?

Так что в РФ идёт нешуточная аттракционная гонка. В Волгограде кипит работа над огромной развлекательной «Долиной лотоса» стоимостью 12,4 млрд. рублей. В Калуге возводят «Интерактивный парк» на площади 36 га, в Вологде под те же цели облагораживают огромный пустырь и т.д. Власти Республики Марий Эл нынешним летом настолько увлеклись идеей осчастливить жителей современным парком развлечений с каруселями и пр., что не заметили, как, расчищая под него землю, едва не вырубили священную для местных язычников рощу. Скандал на местном уровне разгорелся нешуточный.

Разумеется, главная карусельная стройка РФ кипит в окрестностях Сочи. Будущий местный парк развлечений, включающий 40 мегааттракционов, тянет на 16 млрд. рублей. Возводится всё на частные деньги, однако площадка всё же получила статус олимпийского объекта. Интересно другое: на фоне общего крутильно-вертельного оживления в регионах исключений только два, но крупных. В Москве аттракционы откровенно сворачивают. Летом 2011 г. их полностью изгнали из знаменитого Центрального парка культуры и отдыха. В Петербурге местные власти тоже никогда не питали особой страсти к развитию таких заведений. Построили в 2003 г. на окраине небольшой «Диво-остров» – и будет. Оно и понятно – земля в столицах «золотая», ей всегда найдётся более прибыльное применение. К тому же питерские власти опасаются подвоха. И не без оснований.

Если взять масштабы страны, окажется, что карусельный бизнес делится на две большие части. Первая – новые парки, которых строят всё больше, но вторая половина работает на видавшей виды технике.

В этой не самой светлой части развлекательного бизнеса крутятся сотни, если не тысячи, различных компаний. В общей сложности в стране насчитывается около 5 тыс. аттракционов «в возрасте». Только 10% принадлежат крупным компаниям, которые управляют 30 самыми большими парками развлечений. Прочие – в руках мелких частных предпринимателей и разбросаны по всем городам и весям. Кроме того, по России гастролируют более 100 переездных луна-парков. Половина из них принадлежит отечественным предпринимателям, половина – прибывает на лето из-за рубежа, в основном из Польши, Венгрии, Болгарии и Украины.

Дырявый надзор

Проблема в том, что надзора за работой этой карусельной орды нет почти никакого. В теории – за состоянием техники приглядывает Росгостехнадзор. Предполагается, что его специалисты должны ежегодно проверять состояние любого аттракциона. Если всё в порядке – техника признаётся годной к эксплуатации и получает особый «талон технического освидетельствования». Владелец аттракциона обязан вывесить эту бумагу рядом с кассой – как доказательство безопасности.

На деле всё не так просто. Прежде всего у технадзора банально не хватает людей. Достаточно сказать, что на всю европейскую часть страны в отделе по надзору за аттракционной техникой работает всего… восемь специалистов. И вообще этот надзор действует только в 11 регионах, а в остальных 72 его нет. Вдобавок у контролёров возникают юридические проблемы. «Инспекция обязана руководствоваться техническим регламентом на обслуживание аттракционов. Но этого регламента нет – закон о безо­пасности аттракционов разрабатывают восьмой год подряд», – объясняет президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Владимир Гнездилов.

Состояние техники часто оставляет желать лучшего. По разным оценкам, до 40% аттракционов работают ещё с советских времен. Тут возраст не так страшен. «Советские «старички» полны сил. Производители закладывали в них шестикратный запас прочности на металлоконструкции. Только каждые 15 лет обязательно нужно проводить полную разборку механизмов, проверку и замену узлов», – объясняют специалисты Ростехнадзора.

Отечественная техника для парков развлечений была и остаётся одной из лучших в мире. Достаточно сказать, что все крупные производители аттракционов, такие как «Ейский завод», НПО «Культтехника» и «Алтай-парк», прекрасно выжили в лихие 1990‑е годы. Правда, сейчас самое лучшее их оборудование пользуется спросом не в России, а за рубежом – идёт на экспорт в Швейцарию, Южную Корею и Австрию. Отечественные парки утверждают, что эта техника им не по карману.

Но заметная часть старого парка – подержанный импорт. Прежде чем приехать в нашу страну, эти горки и карусели успели отработать за границей по 7–15 лет. И только 10–15% техники относительно новые аппараты в возрасте до пяти лет. С подержанным импортным старьём и возникают самые серьёзные проблемы. Об авариях на аттракционах говорили немало. Из недавних происшествий – поломка уфимского аттракциона «Корсар». Штанга машины, поднимающая кабины на 20-метровую высоту, а затем переворачивающая и раскручивающая их на большой скорости, внезапно застопорилась в самом разгаре процесса. В результате десятки человек три часа провисели вниз головой, пока их не сняли спасатели.

Это – самая нашумевшая карусельная авария прошлого года. Нынешний год, к сожалению, тоже не исключение. В июне выкинул неожиданный трюк сильно подержанный импортный аттракцион-башня «Свободное падение». Его гондола с пассажирами поднимается на 26-метровую высоту, затем резко падает, замедляясь лишь перед самой землёй. 11 июня снижения скорости не произошло, пассажиры травмированы.

В общем за престарелым карусельным хозяйством нужен глаз да глаз. Но, несмотря на давние обещания, Госдума всё не примет ни закона о страховании парков развлечений, ни долгожданного «Техрегламента о безопасности аттракционов». Государство регулярно – раз в году – вспоминает, что такое русские горки. А также чёртово колесо, падающая башня и прочие дьявольские качели. Каждое лето тот или иной депутат Госдумы непременно грозится продавить карусельное ОСАГО. Идея – заставить владельцев аттракционов страховать жизнь и здоровье клиентов на круглую сумму. Но депутатские порывы вскоре традиционно стихают. Тем временем миллионам граждан по-прежнему приходится развлекаться на собственный страх и риск.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий