?

Негосударственная экспертиза проектов, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в Иваново и Ивановской области

03.03.2014 редакция от 15.03.2015

В РФ застраховано 84% лифтов с ежемесячной премией на квартиру 3,5 руб. в месяц - НССО

...

В России 84% владельцев лифтов застраховали свою ответственность за причинение вреда третьим лицам в первый год реализации этого законодательного требования. С 2013 года по закону об обязательном страховании опасных объектов страхуется ответственность организаций, эксплуатирующих лифты, установленных в домах, торговых центрах, офисах, бизнес-центрах, иных зданиях.

По итогам первого года страхования в стране оказалась застрахована ответственность владельцев порядка 500 тыс. лифтов, сообщил в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" начальник отдела организации технической экспертизы и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Александр Колесников. При этом он отметил, что "данные приблизительные, учет лифтов в настоящее время в РФ осуществляется не в полном объеме".

Согласно закону об ОПО все лифты являются опасными объектами. Опасным объектом лифт становится по закону после сдачи его в эксплуатацию. Надзор за осуществлением требований технических регламентов осуществляется Ростехнадзором (на стадии эксплуатации) и Росстандартом (на стадии проектирования, изготовления и монтажа).

По данным, приведенным представителем НССО, размер страховой премии в пересчете на 1 лифт составляет приблизительно 1 тыс. рублей в год. В жилом фонде при страховании лифтов премия составила 42 рубль в год, или 3,5 рубля в месяц в расчете на одну квартиру. Общая страховая премия по страхованию ответственности владельцев лифтов по стране оставила около 500 млн рублей. Лимит выплат по ущербу здоровью каждого пострадавшего составляет 2 млн рублей.

Страховая премия по лифтам заложена в квартплату

В понимании закона об ОПО "владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта", отметил А.Колесников.

"Таким образом, в большинстве случаев обязанность по страхованию лифтов лежит на организации, которая осуществляет эксплуатацию лифтов. Это может быть управляющая компания, ЖЭК или какое-то иное юридическое лицо, нанятое собственниками жилья для обслуживания дома", - сказал он.

Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, на юридических лиц - от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей, согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, уточнил представитель НССО. Безопасность лифтов регламентируется техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность лифтов".

"О том, застрахован ли конкретный лифт, человек может узнать в организации, эксплуатирующей данный лифт (телефон и наименование организации обычно указаны на табличке внутри лифта или в лифтовом холле). Также информацию предоставят в Национальном союзе страховщиков ответственности", - уточнил представитель союза.

Представляется логичным, отметил А.Колесников, "что сумма затрат на страхование будет учтена в ежемесячных платежах жильцов дома этой организации (то есть будет добавлена к перечню коммунальных услуг, которые ежемесячно оплачивают жильцы). Как правило, расходы на страхование учитываются в графе "Содержание общего имущества".

Половина аварий с лифтами происходит в жилых домах

По оценкам НССО, за страховыми или компенсационными выплатами после аварий с лифтами обращается не более трети пострадавших. Остальные либо решают вопрос возмещения вреда напрямую с владельцем лифта (хотя большой уверенности в этом нет), либо просто не знают о своих правах. "Как правило, в аварии в лифтах чаще попадают пассажиры лифтов, чем ремонтники, хотя доля аварий с ремонтниками доже довольно значительна, - уточнил представитель НССО. - Есть подозрение, что не все пострадавшие пытались обеспечить себе выплаты по закону. Допускаю, что они просто не знали о своих правах и потому ни к кому вообще не обращались".

В 2013 году НССО начал PR-кампанию по информированию граждан об их правах на получение страхового возмещения в рамках федерального закона об ОПО. Информирование ведется по каналам радио, телевидения, печатных СМИ, в интернете, с использованием других ресурсов, сказал он.

К сожалению, единая информационная база аварий на лифтах в настоящее время отсутствует, отметил А.Колесников.

"Такая база есть у Ростехнадзора, информацию о происшествиях на лифтах (по данным СМИ) собирает НССО, также такую статистику ведет Национальный лифтовой союз, - сказал он.- К примеру, за 2013 год в стране произошло 28 несчастных случаев при эксплуатации лифтов. Пострадало 39 человек, 12 из них погибло. Больше половины происшествий произошло в пассажирских лифтах, установленных в жилых домах".

Только треть пострадавших в лифтах получили страховые выплаты

А.Колесников убежден - не случайно привычные и безобидные, казалось бы, лифты отнесены к разряду опасных объектов. Эти услужливые подъемные механизмы порой бунтуют, могут зажать дверями пассажира, а если при этом начинается движение лифта - риск может стать смертельным.

Из резонансных случаев А.Колесников напомнил недавнюю аварию с лифтом в городе Дмитрове Московской области, которая произошла 6 февраля 2014 года. "Девушка 20 лет со своим ребенком возвращалась домой с прогулки, вызвала лифт. Когда лифт приехал, она вошла в него первой, ребенок шел следом, двери вдруг стали закрываться. Молодая мама успела оттолкнуть ребенка и спасла его, сама выйти уже не успела, погибла из-за внезапного движения лифта. Лифт был застрахован, поэтому семья погибшей девушки получит страховую выплату в размере 2 млн рублей, а также возмещение расходов на погребение в размере до 25 тыс. рублей", - привел пример страховщик.

За страховыми выплатами из компенсационного фонда НССО обращений в первый год страхования лифтов обращений не было. В принципе они возможны, когда человек пострадал от неисправного лифта, а тот не был застрахован.

Основная проблема при урегулировании убытков при страховых случаях с лифтами связана с отсутствием нормативного документа, регламентирующего расследование аварий на лифтах, отметил представитель НССО. "Ростехнадзор подготовил проект такого документа, однако документ до сих пор не утвержден. Между тем он очень важен: без него нельзя подготовить акт о причинах и об обстоятельствах аварии. В свою очередь, без акта о причинах и об обстоятельствах аварии страховая компания не может принять решение, является ли авария на лифте страховым случаем или нет", - пояснил эксперт.

Принятие такого документа с условным названием "Порядок расследования аварий на лифтах" устранит большую часть имеющихся проблем, убежден он.

Поджог лифта - не авария

Для признания события страховым должны выполняться два условия - в лифте должно что-то разрушиться или отказать, а также должен быть причинен вред в результате этого происшествия, конкретизировал А.Колесников.

"Если подростки подожгли облицовку лифта или кнопки, то разрушения технических устройств, как таковых, не произошло, и даже если подростки отравились дымом (то есть был причинен вред), это не будет являться аварией в трактовке закона, - сказал представитель НССО. - Если в лифте что-то сломалось, и человек просидел в лифте два часа, то он будет иметь право на страховое возмещение только в том случае, если будет доказано причинение вреда его жизни, здоровью или имуществу. Просто потеря времени или моральный ущерб в рамках закона об ОПО не компенсируется".

"Авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, (. . .) отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, (. . .) которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим", - напомнил он формулировку закона об ОПО.

Установление ответственности предшествует выплате

Общими для всех случаев является заявление потерпевшего и акт о причинах и обстоятельствах аварии, который выдает орган, проводящий расследование причин аварии на лифте, сказал А.Колесников.

Далее в зависимости от вида причиненного ущерба законодательство предусматривает свой пакет документов.

Если причинен вред здоровью, то в страховую компанию предоставляется медицинское заключение с диагнозом.

Если человек погиб - родственники предоставляют свидетельство о смерти, документ, подтверждающий наличие иждивенцев у погибшего, а также документы, подтверждающие расходы на похороны.

Если причинен имущественный ущерб - потерпевшие предоставляют документы, подтверждающие размер ущерба.

Если же в результате аварии на лифте были нарушены условия жизнедеятельности, что вызвало необходимость временного переселения пострадавших, то предоставляются документы, подтверждающие расходы на переселение, а также заключение органа местного самоуправления о нарушении условий жизнедеятельности.

Через 25 рабочих дней после получения последнего документа страховая компания обязана осуществить выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ. На практике страховая компания делает это быстрее, в среднем в течение 15 рабочих дней.

Если кто-то стал свидетелем драмы с лифтом, набор действий, направленных на минимизацию ущерба достаточно типичен, считает А.Колесников. Требуется оказать первую помощь или устранить непосредственную угрозу жизни или здоровью пассажира лифта, при необходимости вызвать скорую помощь. Также вызвать аварийную службу (представителей организации, эксплуатирующей лифт). Требуется вызвать полицию (участкового), который составит документ, подтверждающий факт происшествия. Необходимо взять контакты свидетелей происшествия, сфотографировать место происшествия. Важно узнать в организации, эксплуатирующей лифт, контакты страховой компании, застраховавшей ответственность владельца лифта. Затем получить в полиции или в организации, эксплуатирующей лифт, документ о причинах и об обстоятельствах аварии. Далее - обратиться в страховую компанию (если лифт был застрахован) или в компенсационный фонд НССО (если лифт не был застрахован) с соответствующим набором документов.

"В каждой стране существует своя практика по обеспечению компенсаций людям, пострадавшим в результате аварий на опасных объектах, в том числе и на лифтах", - сообщил А.Колесников. Правда, не всегда такое требование изложено в отдельном законе. Оно может быть сформулировано в составе требований к имущественному страхованию объекта недвижимости в целом, куда входит и страхование от возможных аварий на сетях и системах жизнеобеспечения дома.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий