?

Негосударственная экспертиза проектов, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в Иваново и Ивановской области

10.05.2014 редакция от 12.08.2014

Антимонопольщики гнут трубу

Как тонко было подмечено народом, благими намерениями выстлана дорога в ад. Вот и для Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России потребность "что-то да улучшить" вылилась в предложение коренным образом пересмотреть правила подключения нефтеперерабатывающих заводов к нефтепроводам.

По мнению экспертов, предлагаемая реформа может привести к резкому росту криминального рынка нефти и топлива.

Антимонопольное ведомство не оставляет попыток продавить через правительство смягчение требований для подключения нефтеперерабатывающих производств к нефтепроводам и нефтепродуктопроводам. Принципиальная разница между последними заключается в том, что по нефтепроводам НПЗ получают сырьё, а по нефтепродуктопроводам отгружают готовую продукцию (как правило, дизельное топливо, другие нефтепродукты предпочитают перевозить судами, железной дорогой и автотранспортом). 25 апреля ФАС разместила на Едином портале обсуждения проектов нормативных актов очередной вариант поправок в действующие Правила подключения НПЗ к магистральным трубопроводам.

Данные правила были утверждены в декабре 2009 года Владимиром Путиным (ещё в бытность премьером). Согласно им, получать сырьё по трубе или сдавать туда продукцию можно лишь имея контракты на поставку нефти на три года, глубину переработки в 70% и сообщив министерству энергетики сведения для включения в реестр НПЗ страны. Цели своей документ вполне достиг - нефтепереработчики получили реальный стимул модернизировать свои предприятия, зато сильно уменьшились возможности для криминальных бизнесменов отмывать деньги, вкладывая их в "самовары" (так в народе называют НПЗ, производящие некачественное топливо по самой простой технологии).

Ещё в начале года ФАС предлагала отменить требования к НПЗ заключать контракты на поставку сырья на три года вперёд, зарегистрироваться в реестре нефтеперерабатывающих заводов Минэнерго и иметь глубину переработки нефти не менее 70%. В конце января вопрос о внесении поправок рассматривался по инициативе ФАС на совещании в Минэнерго. Участвовавшие в нём представители крупных нефтяных компаний, "Транснефти" и, что особо важно, самого министерства раскритиковали поступившие предложения. Теперь антимонопольщики настаивают на отмене только двух первых требований Правил - контрактовке поставок сырья на три года и регистрацию в реестре НПЗ в Минэнерго.

Обоснование этих предложений у ФАС простое: чем больше НПЗ будет получать нефть, тем больше будут перерабатывать. В итоге в стране станет больше бензина, цены на него упадут. На самом деле эффект будет ровно противоположным, считают эксперты.

- В России есть некоторый дефицит производства бензина, но избыток дизтоплива и мазута, - говорит эксперт ТЭК Иван Барсумин. - Небольшие НПЗ имеют самый простой цикл переработки. Доля мазута на выходе у них больше половины, остальное приходится на низкокачественный бензин и дизель, которые по требованиям техрегламента нельзя продавать в России. В итоге всё топливо мини-НПЗ пойдёт на экспорт. А мазут будет конкурировать с мазутом больших НПЗ, снижая цену на него и роняя их рентабельность. Получается, что крупные заводы лишаться средств на модернизацию производства, углубление переработки и повышение качества топлива".

Выводы экспертов подтверждаются результатами проведенных Ростехнадзором России проверок мини-НПЗ. Три четверти проверенных "самоваров" являются предприятиями с низкой глубиной переработки (не более 50%), и не имеют вторичных процессов переработки нефти, а основными производимыми продуктами являются дизельная фракция (печное топливо), бензиновая фракция (растворитель нефрас) и мазут.

Так что даже если "самовары" ради доступа к нефтепроводу и пообещают через несколько лет выйти на уровень переработки выше 70%, сделать это они не смогут. Потому что строительство современного НПЗ с такой глубиной переработки потребует не меньше $1 млрд инвестиций на каждый миллион тонн мощности. Привлечь такие инвестиции мелкие НПЗ не смогут никогда. И проработав несколько лет, закроются, так и не прибавив в стране ни бензина, ни передовой нефтепереработки.

К тому же с 2015 года правительство уравнивает пошлины на вывоз светлых и темных нефтепродуктов и экономика самоваров становится отрицательной - скидки на экспорт мазута уже не будет. Так что вся их надежда теперь связана с лоббистскими возможностями заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, который подписал проект изменений в Правила.


Разделы сайта, связанные с этой новостью:


Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Прочее"

(перемещение по новостям в группе)


« все новости

Ваш комментарий