?

Негосударственная экспертиза проектов, экспертиза промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений в Иваново и Ивановской области

18.12.2016 редакция от 28.01.2017

Некоторые вопросы из интервью начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Д.И. Фролова журналу «Безопасность труда в промышленности»

Начальник Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора Д.И. Фролов в интервью журналу «Безопасность труда в промышленности» представил анализ аварийности в энергетике в 2016 г. и ответил на ряд вопросов главного редактора журнала.

С полным текстом интервью можно ознакомится в журнале «Безопасность труда в промышленности» или на сайте Ростехнадзора (вот ссылка).

Приведем лишь некоторые интересные моменты:


— Уважаемый Дмитрий Иванович, 31 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения». Приступил ли Ростехнадзор к осуществлению новых полномочий? Планируются ли какие-либо изменения в этой сфере законодательства?

— В связи с тем, что Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения» (далее — Федеральный закон № 132-ФЗ) вступил в силу 31 июля 2016 г. Ростехнадзор на 2017 г. планирует проведение плановых проверок в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

Следует отметить, что его положения не только определяют полномочия по выполнению контрольно-надзорных мероприятий в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций, но и вид нормативно-правового документа, устанавливающего требования безопасности в сфере теплоснабжения, а именно Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (далее — Правила), а также предмет их регулирования. Это позволит обновить в значительной степени устаревшие Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (последняя редакция правил 2003 г.).

Полномочиями по утверждению Правил наделено Минэнерго России. В настоящее время в Минэнерго России создается рабочая группа по разработке Правил, в которую войдут представители Ростехнадзора.

С учетом задач по снижению «административного давления на бизнес» в условиях имеющейся экономической ситуации при подготовке Федерального закона № 132-ФЗ мы исключили потребителей тепловой энергии из категории субъектов, подлежащих федеральному государственному энергетическому надзору в сфере теплоснабжения.

Кроме того, в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (вместе с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении) (далее — Постановление № 1114) Ростехнадзором 25 апреля 2016 г. выпущены приказы № 157 «Об утверждении формы и порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении» и № 158 «Об утверждении формы и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении», утвердившие указанные нормативные акты.

Они применяются при оформлении отчетов и актов при расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии.

Полученные Ростехнадзором сведения позволят систематизировать аварийность объектов теплоснабжения на территории Российской Федерации для принятия необходимых мер для ее снижения.


— Как проводится оценка готовности муниципальных образований к осенне-зимнему периоду и каковы основные причины неготовности некоторых муниципальных образований?

— В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется Ростехнадзором. В настоящее время мы анализируем факты неполучения паспортов готовности к отопительному периоду 2016–2017 гг. В целом можно сказать, что основная причина неполучения паспортов — невыполнение теплоснабжающими и теплосетевыми организациями требований по готовности, установленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, таких как непроведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; несоблюдение водно-химического баланса; непроведение наладки основного и вспомогательного оборудования котельных, тепловых сетей; отсутствие нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии; персонал, эксплуатирующий энергоустановки, не проходит проверку знаний норм и правил; неукомплектованность штатов эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; неправомерные выводы комиссий органов местного самоуправления о готовности к отопительному периоду в отношении потребителей тепловой энергии.

Считаю, что устранение нарушений, выявленных в результате проверок, имеет большое значение для прохождения муниципальными образованиями осенне-зимних максимумов нагрузок.


—Расскажите, пожалуйста, какова ситуация в 2016 г. с авариями на объектах энергетики? Как распределяются аварии по видам поднадзорных объектов?

— Одним из показателей надежности и безопасности объектов энергетики считается показатель аварийности. За 11 мес. 2016 г. на объектах энергетики произошли 65 аварий и аварийных ситуаций, причины которых расследовались Ростехнадзором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 «Об утверждении правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее — Правила № 846) и Постановлением № 1114.

Аварии и аварийные ситуации, происшедшие в 2016 г., распределились следующим образом: на тепловых электростанциях — 7, гидроэлектростанциях — 3, объектах электросетевого хозяйства — 44, тепловых сетях — 8, в электроустановках потребителей — 2, на тепловых установках потребителей — 1.

По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. общее число аварий и аварийных ситуаций, расследуемых Ростехнадзором, увеличилось на 14 %.

Необходимо отметить, что Правила № 1114 вступили в силу в конце 2015 г., что повлияло на статистику аварийности в 2016 г. Этими правилами на Ростехнадзор возложены дополнительные функции по расследованию причин аварийных ситуаций, а это значит, что у нас увеличился объем работы (в 2016 г. дополнительно расследовано семь аварийных ситуаций). При этом можно ожидать повышения эффективности расследования причин аварийных ситуаций, что в перспективе приведет к снижению их числа. До вступления в силу Правил № 1114 такого рода аварийные ситуации Ростехнадзором не расследовались и не учитывались.


— Какие изменения произошли в законодательстве в части проведения обязательного энергетического обследования с момента выхода Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

— Действующая в настоящее время редакция Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ) предусматривает проведение обязательного энергетического обследования для ряда юридических лиц, в том числе (ст. 16):

  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  • организаций с участием государства или муниципального образования;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • организаций, осуществляющих производство и (или) транспортирование воды, природного газа, нефти, нефтепродуктов, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, занимающихся производством нефтепродуктов, переработкой природного газа, нефти;
  • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии в стоимостном выражении превышают объем соответствующих энергетических ресурсов, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

С моменты выхода Федерального закона № 261-ФЗ Правительством Российской Федерации была увеличена (с 10 млн до 50 млн руб.) годовая сумма затрат на энергоносители, при которой организация подпадает под требования о проведении энергетического обследования. Уже сейчас вместо проведения обязательного энергетического обследования определен порядок представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, которую в разговоре часто называют «декларацией».

Так, если совокупные затраты лиц, указанных в пп. 1–4 ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ, на оплату соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении не превышают 50 млн руб. за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанные лица вместо обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

Следует отметить, что предоставление в уполномоченный орган информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности не отменяет проведение первичного энергетического обследования.


— Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые и существенные изменения внесены приказом Минтруда России от 19 февраля 2016 г. № 74н в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок?

— Начиная с 2003 г. в электроэнергетике применяли две формы удостоверений по проверке знаний правил работы в электроустановках. Первая установлена Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Вторая форма удостоверения принята Межотраслевыми правилами охраны труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, а затем введенными вместо них Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок. В организациях, эксплуатирующих объекты электроэнергетики, приходилось оформлять оба удостоверения, так как они содержали различные разделы, отражающие требования перечисленных правил.

В настоящее время разработана унифицированная форма этого документа, которая может применяться в любой организации, эксплуатирующей электроустановки. Первая страница удостоверения изменена так, что стала возможной запись о присвоении группы по электробезопасности персоналу, который не должен работать в электроустановках, но обязан иметь соответствующие знания для участия в комиссиях, обучении или управлении режимами работы электроустановок.

Еще одно существенное изменение касается порядка работы на воздушных линиях электропередачи (воздушных линиях связи) с наведенным напряжением, когда, казалось бы, на неопасной обесточенной электроустановке возникает потенциал, опасный для жизни человека. Раздел по обеспечению безопасности на линиях электропередачи с наведенным напряжением был переработан и значительно дополнен для установления четких требований, выполнение которых позволит предупредить несчастные случаи от воздействия электрического тока. Это и порядок применения защитных средств, и выполнение мероприятий по уравниванию потенциалов, и правила установки заземлений, и другие меры по защите человека от опасных факторов.


См.также:

Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 №610 (ред. от 16.02.2019) «О федеральном государственном энергетическом надзоре» (вместе с «Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора»)»

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (ред. от 22.05.2019) «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации»)»

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 №307 (ред. от 12.04.2018) «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (вместе с «Правилами подключения к системам теплоснабжения»)»


Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)


Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий