Бизнес попросил ограничить необоснованные проверки
Президент Владимир Путин просит Госдуму в ускоренном порядке принять закон, который ограничит проверки муниципалитетов со стороны контрольно-надзорных органов. Закон, конечно, будет принят в ближайшее время, и муниципалитеты смогут вздохнуть свободно.
Очередь за предпринимательским сообществом, которое страдает от необоснованных проверок не менее чем муниципалитеты, а то и более, ведь помимо государственных и региональных органов контроля его проверяют и те же муниципалитеты.
Открывая конференцию "Система государственного контроля в сфере экономической деятельности" президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устранил многие барьеры, мешавшие развитию предпринимательства, упорядочил проверки, однако не все проверяющие органы его соблюдают в полной мере. Это тормозит модернизацию экономики. Ведь наличие неоправданных административных барьеров и высокого контрольно-надзорного давления на участников рынка мешает повышению конкурентоспособности российского бизнеса.
Заместитель председателя комитета РCПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Андрей Варичев сообщил, что конференция "носит экспертный характер - обмен мнениями, оценками и идеями оптимизации работы контрольного блока, а также является началом проекта, цель которого - подготовка предложений президенту и правительству РФ по оптимизации органов и функций контроля и надзора в экономике России в целях повышения эффективности такой деятельности, содействия развитию экономики, снижения расходов государства и бизнеса. Главным экспертом по поручению РСПП выступил Институт государства и права РАН.
Основной доклад комитета РСПП, минэкономразвития и Высшей школы экономики "Контрольно-надзорная деятельность в РФ-2012" демонстрирует, что в целом госконтроль в РФ относительно дешев.
Бюджеты всех уровней оплатили контрольно-надзорные мероприятия на 69 млрд рублей и экспертизы на 1,3 млрд рублей, проведя 2,74 млн проверок юридических лиц и предпринимателей (8,4% от всех зарегистрированных). Лидируют по числу проверок МЧС, Роспотребнадзор, Федеральная налоговая служба, Ростехнадзор, Роструд, МВД и Россельхознадзор. Впрочем, на федеральном уровне при проверках деятельности бизнеса федеральными органами власти (1,2 млн проверок) лишь в 16% выявлены нарушения, представлявшие даже не нанесенный кому-либо нарушением вред, а потенциальную угрозу такого вреда. По существу, мнения и РСПП, и минэкономразвития совпадают в том, что система занята преимущественно безрезультатным надзором в отсутствие системы оценки того, где и что следует искать: ресурсы расходуются вслепую с избыточностью в несколько раз. Это минимизирует эффект и от снижения числа проверок, и от отмечаемого РСПП сокращения в 2012 году административных барьеров со стороны ФНС и ФАС.
В докладе были описаны актуальные системные проблемы исполнения контрольно-надзорных функций органами государственной власти и местного самоуправления. К проблемам можно отнести отсутствие в практике планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий учета вероятности причинения вреда бизнесу, устаревшие требования, непрозрачность требований, отсутствие связи требований при проверках с безопасностью товаров, работ и услуг, дублирование контрольно-надзорных функций, отсутствие единой системы регистрации случаев причинения вреда.
РСПП ежегодно проводит оценку бизнесом деловой среды в России и результаты год за годом демонстрируют лишь незначительные позитивные изменения в сфере экономической деятельности, которые не оказывают никакого влияния на улучшение предпринимательского и инвестиционного климата. В 2013 году совместно с компанией Fleishman-Hillard Vanguard была проведена оценка деловой среды в России за 2012 год. По сравнению с 2011 годом 44% иностранных предпринимателей отметили улучшение, в основном (34%) незначительное, 48% отметили отсутствие изменений, 8% отметили ухудшение климата.
Сравнение с данными 2011 года показало, что доля отмечающих помехи со стороны российских контрольно-надзорных органов стала выше по таким службам, как Федеральная таможенная служба (рост с 33 до 49%), лицензирующие органы (с 31 до 41%), Роспотребнадзор (с 20 до 34%).
Из всего этого можно сделать вывод, что современное состояние контрольно-надзорной системы России не отвечает возросшим потребностям более эффективного государственного управления и экономического развития страны. Кроме того, в последнее время обострилась проблема неисполнения или несвоевременного исполнения решений президента, что в определенной степени обусловлено несовершенством подсистемы государственного контроля.
Несмотря на предпринимаемые государством меры, суммарное негативное влияние на экономику необоснованных административных барьеров и избыточной "опеки" бизнеса со стороны государства не снизилось.
Планируемые меры по созданию "экономической прокуратуры", слиянию отдельных контрольных ведомств, передаче новых "порций" полномочий федеральных контрольно-надзорных органов субъектам Федерации и федеральным министерствам также не представляются системным решением, направленным на улучшение предпринимательского климата. Позитивный потенциал точечной корректировки контрольно-надзорной функции государства по-видимому исчерпан. Сформировалась потребность качественной новации, ориентированной на долгосрочную перспективу.
Какие-то наработки в этом направлении уже есть. Статс-секретарь - заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев представил проект Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы, в которой в качестве основных направлений повышения эффективности рассматривается необходимость формирования единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов, учитывающей возможность разделения их функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности.
Для формирования единой правовой основы деятельности контрольных и надзорных органов, учитывающей возможность разделения их функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности с учетом необходимости решения проблем, нужно провести разработку и принятие федерального закона, кодифицирующего разрозненное регулирование разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для законодательного определения разрешительной деятельности и видов полномочий, относящихся к разрешительным (лицензирование, сертификация, государственная регистрация продукции и производственных мощностей, аккредитация, аттестация, учет, внесение в реестр, регистр, кадастр, иные учеты и прочие полномочия).
Предлагается также определить принципы разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; провести гармонизацию регулирования разрешительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и контрольно-надзорной деятельности. Планируется также внести в отраслевое законодательство, регламентирующее уже существующие специализированные виды контроля и надзора, отдельных единообразных требований, предусматривающих статистическое наблюдение за состоянием соответствующего вида контроля и механизмов определения его эффективности.
Концепция предусматривает введение единообразных определений формам государственного и негосударственного контроля (контроль за осуществлением делегированных полномочий, ведомственный контроль, производственный контроль).
Нужно провести инвентаризацию всех видов государственного контроля и законодательное закрепление исчерпывающего перечня видов государственного контроля с одновременным запретом на осуществление иных видов контроля органами государственной власти и местного самоуправления.
Федеральная антимонопольная служба разрабатывает основы системного подхода в области регулирования деятельности естественных монополий, который может быть распространен и на сферу государственного регулирования. Сейчас обсуждаются три модели. Это модель функционирования отдельных регуляторов в каждой инфраструктурной отрасли, модель комбинации всех видов регулирования естественных монополий или инфраструктурных отраслей в одном органе и модернизированный вариант существующей системы с более четким распределением полномочий и функций.
Конференция является первым шагом в подготовке консолидированного мнения по оптимизации работы контрольного блока с учетом российских реалий и зарубежных практик. Далее планируется обобщить предложения в несколько направлений для анализа и исследования и по каждому из них провести отдельные заседания в более узком кругу с приглашением экспертов, правоведов, представителей контрольно-надзорного блока.
Пока трудно сказать, какие из предложений по совершенствованию системы РСПП будет представлять президенту и правительству. Но неизбежность в 2014-2015 годах второго раунда дискуссий вокруг системы федеральных органов власти (в продолжение административной реформы) и новой волны обсуждений во власти рациональности действующей базы стандартов и регламентов уже очевидна. Изменений в контрольно-надзорной системе требует создание в 2010 году Таможенного союза.
Казахстан в 2005-2008 годах активно модернизировал сферу контроля и надзора. О чем в своем выступлении рассказал заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы Саян Ахметжанов.
Источник: «Российская газета»
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Минэкономразвития разъясняет: Какие сейчас могут проводится проверки и каким образом они должны быть организованы
- Правительство утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
- Можно ли обжаловать категорию риска?
- Надзорные органы увеличивают количество индикаторов риска
- Минэкономразвития разъясняет: Продление срока исполнения предписания
- Минэкономразвития разъясняет: О выдаче в 2023 году предписаний в ходе проверок
- Минэкономразвития запустит Реестр требований и Реестр инцидентов
- Профилактический визит - что это такое
- Как будут проводиться проверки в 2023 году
- Правительство следит за исполнением моратория на проверки бизнеса
- Принцип нового госконтроля
- С июля 2021 года введен новый порядок осуществления государственного надзора
- С июля заработает единый реестр контрольных и надзорных мероприятий
- Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для организаций МСП
- ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ СОКРАТИЛО КОЛИЧЕСТВО ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК
- Мораторий на проверки малого бизнеса продлили еще на год
- Прокуратура разъясняет: Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля (надзора)
- Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью заработает в 2019 году
- Надзорные органы теперь смогут выносить предостережения в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- С 1 июля 2017 года при проверках бизнеса перестанут использовать акты СССР и РСФСР
- ДВОЙНОЙ НАДЗОР
- Внеплановые проверки гос.органов на основании жалоб и заявлений от физических и юридических лиц
- С 1 ЯНВАРЯ ИЗМЕНИЛСЯ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НА ОСНОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
- С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ПРОВЕРЯЮЩИЕ ОРГАНЫ ТЕРЯЮТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ ОТ ПОДНАДЗОРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ
- О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам
- В России начал действовать закон о замене штрафов предупреждениями для субъектов МСП
- Апробация риск-ориентированного подхода идёт в пяти пилотных ведомствах
- Малые предприятия могут исключить себя из плана проверок контролирующих органов
- Госдума приняла закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса
- В России заработал единый реестр проверок малого и среднего бизнеса
- Установлены правила формирования и ведения единого реестра проверок
- Бизнес добился создания электронного реестра проверок предпринимателей
- Правительство до конца 2014 года разработает риск-ориентированную модель госконтроля
- В России хотят провести ревизию контрольных и надзорных органов
- Бизнес попросил ограничить необоснованные проверки
- ПРАВИТЕЛЬСТВО СОКРАТИТ ЧИСЛО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ В РЕГИОНАХ
- О результатах проверок госнадзором сможет узнать каждый
Другие новости в группе "Прочее"
(перемещение по новостям в группе)